Согласно исследованию ВЦИОМ, более четверти россиян хотят, чтобы их дети учились в частных образовательных учреждениях. При этом, количество обучающихся в частных школах за последние 6 лет выросло в два раза, а их доля от общего числа учеников увеличилась в полтора раза, составив 1,14% от 18 млн российских школьников. Рост открытия частных учреждений усложняется ввиду жестких нормативов для негосударственных объектов. Зачастую лучшим решением становится заключение договора с объектом строительства на территории нового жилого комплекса, где уже соблюдены все необходимые требования.
Сегодня у трети россиян самая крупная статья расходов, связанных с детьми-подростками, — образование. При этом, по данным Росстата, в 2023 году расходы семей на образование выросли на 15% по сравнению с предыдущим годом. Многие стали отдавать предпочтение частным образовательным учреждениям как дошкольного формата, так и полного среднего. Сейчас в 900 частных школах по всей России обучается более 206 000 человек.
Главной причиной выбора в пользу частного образовательного учреждения 61% родителей назвали качество образования. Чуть меньше половины – 41% опрошенных – отметили высокий уровень технической и методологической базы в частных детских садах и школах. К немаловажным факторам родители также отнесли возможность построения индивидуальной образовательной траектории, более гибкое учебное расписание, а также членство в комьюнити, где созданы все условия для всестороннего развития ребенка не только в рамках учебной деятельности, но и во внеурочное время.
В частных школах и детских садах, как правило, больше внимания уделяют групповой работе, а уроки стараются сделать более интересными и увлекательными, в результате чего дети показывают более высокий уровень мотивации. Положительный эффект достигается также благодаря более низкой численности учащихся в классе: в частных школах она, в среднем, составляет 10-15 человек, что позволяет учителям уделять больше внимания каждому ученику, развивая его сильные стороны. Наконец, частные школы практикуют альтернативные методы обучения, которые дают детям инструменты нешаблонного мышления и лучше готовят их к средней и старшей школе. Так, одной из хорошо зарекомендовавших себя в достижении таких целей является методика STEM.
STEM – это аббревиатура, составленная из первых букв английских слов: наука, технологии, инженерия и математика. По методике STEM учатся во многих школах и детских садах по всему миру. Сама система нацелена на развитие критического мышления, творческих способностей и навыков решения проблем, что в будущем помогает детям легче адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни и работы. К примеру, в Singapore School (SS), Сингапур, реализующей STEM, для учащихся разработали курсы по биоинженерии, кибербезопасности, робототехнике и программированию. Qatar Academy, Катар, также активно развивает STEM-направление с упором на робототехнику, инженерные проекты и прикладную науку. Melbourne High School, Австралия – одна из ведущих школ в Австралии – тоже активно применяет STEM-образование. Школа предлагает углубленные курсы по математике, физике, инженерии и компьютерным наукам.
В России методика STEM только начинает активно развиваться. В основном такой формат образования предусмотрен в университетах. Так Т-Банк (название до ребрендинга – Тинькофф) в прошлом году открыл первый частный университет на основе STEM-модели в России. Отдельные направления по STEM есть в московском Сколково, Физтехе, Политехе и в Иннополисе в Татарстане. Таким образом, получается, что обучаться по STEM сейчас можно только во взрослом возрасте. А что, если перевернуть пирамиду и начать с возрастного базиса?
Психологи отмечают, что промежуток с 2 до 12 лет – самый важный в жизни ребенка как с точки зрения эмоционального, так и интеллектуального становления. На основе таких данных разработана программа в одной столичной сети частного образования. Здесь дети с раннего возраста учатся по системе STEM. Программа сочетает занятия естественными науками, математикой и предпринимательством. Образовательный процесс строится на доказательной педагогике, социальных практиках, личной ответственности, самостоятельности в принятии решений и достижении лучших индивидуальных результатов. Привычных оценок нет, зато практикуется большое количество командных форм взаимодействия, что полезно для социализации и быстрого усваивания информации. В результате выпускники сети показывают более высокий уровень личной образованности, легко адаптируются и находят общий язык с людьми.
«В 2023 и 2024 годах детские сады Rybakov Playschool приняли участие в федеральном исследовании, которое проводилось НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Оно было посвящено взаимосвязи творческих способностей дошкольников с образовательной средой детского сада. По результатам исследования детские сады Rybakov Playschool набрали 4,3 балла из 4,4 возможных, и это один из лучших показателей в России», – рассказал Николай Панкратов, куратор проекта Rybakov Playschool.
В этом году, 1 сентября новый образовательный кластер сети откроется на территории введенного в эксплуатацию жилого комплекса «Любовь и голуби», от девелопера Upside Development, в Западном Дегунино. Район относится к Северному административному округу. Здесь проживает около 84 тыс. человек, 21% из которых – несовершеннолетние. В районе со сложившейся инфраструктурой расположено 14 частных образовательных объектов, пятнадцатым станет образовательный хаб на Дегунинской, дом 7. На площади более 2218 кв. м появится детский сад и начальная школа.
«Для начала мы спроектировали и построили здание, оптимально приспособленное для реализации образовательной функции. Как ответственный застройщик мы понимаем важность качественного образования в нашем семейном жилом комплексе. Поэтому мы приняли решение разместить в нем частные детский сад и школу. Убежден, что этому проекту будет дан успешный старт и он внесет свой вклад в развитие столь необходимой образовательной инфраструктуры и нашего любимого комплекса, и района в целом», – поделился управляющий партнер компании Upside Development Алексей Перлин.
Сегодня девелоперы не только возводят жилые кварталы, но и создают новые экосистемы для жизни, неотъемлемая часть которых – образовательные кластеры. При разработке проектов образовательных хабов большое внимание уделяется технической базе пространств со сценариями для учебы, творчества и развития. Такой копцепт был положен в основу школы будущего в еще одном проекте компании – квартале небоскребов Upside Towers. Школа спроектирована в стиле «киберархитектура», строится по новейшим стандартам «Цифровая образовательная среда». Для разработки первого в Москве адаптивного плейрума для подростков и биометрического игрового павильона для детей в том же квартале девелопер привлек психологов и педагогов. Команда застройщика проводит анализ глобальных трендов в обучении, востребованных в данный момент. Главный запрос сегодня – быть частью успешного комьюнити, легко подстраиваться под постоянно меняющийся мир, а также обладать гибкими навыками для налаживания продуктивного нетворкинга. Комплексный подход в реализации подобных образовательных объектов, позволит с самого раннего детского возраста заложить базис для успешной социализации в обществе и обеспечить должный уровень всестороннего образования.